Корж Мария Александровна Психолог, Тренер

Почти все мы дети и подростки

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Статья или любая ее часть не может быть скопирована и воспроизведена в любой информационной системе без разрешения автора. Копирование, воспроизведение и иное использование статьи или ее части без согласия автора являются незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность. Все статьи регулярно проверяются на Антиплагиате.



ПОЧТИ ВСЕ МЫ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ

Вчера смотрела на малыша в коляске на улице и думала, что какой же он беззащитный и еще так мало умеет и столько лет он еще будет зависеть от мамы. Вот животным нужна пара-тройка месяцев, чтобы научиться быть собой. Человеку нужны десятилетия. Самое интересное, что и этого времени для многих людей недостаточно.


Многие из нас не научились в свое время определенным вещам, и несмотря уже на зрелый возраст, ведут себя как дети и подростки.


Давайте поговорим о том, какие у нас с вами могут быть затыки.
Обратимся к старому доброму Эрику Эриксону, который выделил стадии развития личности:


1. Доверие к миру. Формируется в первый год жизни. Если на этом этапе был конфликт, то, как следствие, человек не умеет доверять миру, людям, течению событий, стремится все контролировать. На этом же этапе и формируется созависимое поведение.


2. Самостоятельность. Формируется в два-три года. При хорошем раскладе у человека все в порядке с волей, инициативностью и границами. Если же родители были гиперопекающими, нетерпеливыми или не пройдена стадия 1, то будем иметь дело с нерешительностью с одной стороны, и также здесь формируется контрзависимость (страх близких отношений).


3. Инициативность. Появляется в 4-5 лет, когда ребенок начинает сам придумывать себе занятия, игры, исследовать мир, проявлять себя. Если в этот период малыша застыдили или обесценили, то не миновать хронического чувства вины и стыда. Сюда же мы можем отнести проблемы связанные с отсутствием целей или неспособностью их достигать.


4. Творчество. В возрасте 6-11 лет, когда ребенок уже становится более организованным и ловким, для него становится важным что-то создавать своими руками, проявлять себя, скажем так, более качественно. Если рисовать, то уже красиво, если строить шалаш во дворе, то основательный. При конфликте на этой стадии у человека рождается чувство неполноценности.


5.Идентификация личности. Ну, и наконец, к подростковому возрасту человечек начинает понимать, кто он такой. На этом этапе нам важно соединить весь прошлый опыт, все социальные роли, собрать все картинки мира, и все это спроецировать в будущее. Тогда создается более менее четкое понимание "кто я, и куда я иду". 


Кризис подростка в том, что он имеет в голове некий идеал того, как должен быть устроен мир, но пока не понимает, что на практике это все не так просто реализовать, и что его картина мира не единственная и не всегда верная.
По сути, если человек не прошел стадии доверия, самостоятельности, инициативности и творчества, то и подростковый кризис ему пройти не удастся. Это будет поиск себя длинною в жизнь вместе с борьбой с окружающим неидеальным миром.


Посмотрите на эти пять пунктов. Может быть на каком-то вы запнулись? Происходят ли в вашей жизни похожие ситуации на определенные темы? Например, вас часто придают и бросают. Или, может быть, окружающие вам просто не дают свободно дышать? А, возможно, вы не можете ни одно дело довести до конца? 
Что же, в отличие от кошек и собак, у нас есть с вами время, чтобы научиться быть человеком, даже если в свое время мы не выучили урок. 

Теги: Подростковый возраст
Яндекс.Метрика