Корж Мария Александровна Психолог, Тренер

Но или зато?

Мой блог / Просмотр публикации



Этот пост родился в результате общения с подругой, она переживала, что её ребёнок начал себя обесценивать и критиковать. И оказалось, что в коммуникации между ними затесалась одна маленькая, но важная деталь, которую можно условно обозначить как "но".

"Но" проявляется, когда, давая обратную связь, вы невольно находите изъян или предмет для беспокойства. Вы даже можете не произносить это "но", а посыл все равно сохраняется.
❎Молодец, а что это здесь за... (грязь, пятно, криво написано и т. д)?
❎ Красиво нарисовал, а почему у всех такие глаза дикие/уши боьшие/ноги короткие?
❎ Здорово сделала, а с руками/ногами/носками/лицом что?

Можно все это обобщить в одно высказывание: "Я вижу, что ты сделал, но это недостаточно хорошо для меня".

Конечно, все мы стараемся как лучше, стремимся к совершенству, помогаем детям замечать и исправлять слабые звенья, но все это абсолютно не идёт на пользу самооценке.

В мире есть и будет масса желающих покритиковать вашего ребёнка, хочет он того или нет. От вас же он хочет услышать одно простое "Молодец" без всяких "но". Просто за то, что сделал так, как сделал. И именно ваши слова, ваш настрой и ваше отношение он впитает в себя и будет говорить себе в будущем.

Есть отличная альтернатива союзу "но" - "зато". Его я освоила в методе прикладного анализа поведения при работе с особенным детьми. Дети с РАС превосходно показывают в непрекрытом виде, что происходит внутри у каждого ребёнка, когда он слышит, что не справился с заданием. Они кричат, плачут и отказываются учиться в принципе (даже из-за сущего пустяка) . И тогда нашей задачей является создать у него ощущение, что он молодец, даже когда не все получается.

Мы говорим (или просто подразумеваем) "зато" и находим что угодно, что у ребёнка хорошо получилось.
✅ Ты ошибся, зато ты спокойный.
✅ Нет, это неправильно, но ты так красиво сидишь.

При том, что в речи мы можем использовать союз "но", его значение противоположное. Это работает как по волшебству, дети стонявтся более внимательными, спокойными, интерес к заданиям сохраняется, а толерантность к критике и неудачам возрастает.

И главное, что это не просто рекомендация по общению с детьми, а целая система отношения к жизни - во всем замечать то хорошее, к чему мы привыкли относиться как к должному.

Предлагаю вам применить этот метод и посмотреть на результаты, которые не заставят себя ждать. Вспомнайте и о себе, когда чем-то недовольны, и увидите, как мотивация сделать лучше только возрастёт.

___________________________
🙏С любовью, Мария
📲+79041753552
💌maus-22@yandex.ru

Теги: Мысли вслух
Яндекс.Метрика