Корж Мария Александровна Психолог, Тренер

Может ли психолог навредить и прочие мифы

Мой блог / Просмотр публикации



Замечаете, как расширяется наша Вселенная?  Раньше был крестьянин, гончар и кузнец, а теперь есть миллиарды разных специальностей и учителей по этим специальностям. Мог ли из нас кто-то представить, что появится целая наука по сниманию коротких видео в социальных сетях или заполнению шапок профилей?

Психология тоже претерпевает множество изменений, в том числе расширение в методах, теории, этике и так далее. Точно также меняются клиенты психологов, их предпочтения. запросы, ожидания и предрассудки. Чем больше людей становятся клиентами психологов и психотерапевтов, тем больше появляется "психолог должен" и "разве психолог может...". Я отношусь к этому абсолютно нормально, как любому закономерному процессу, с принятием и даже некоторой снисходительностью. Но для вас, мои друзья, хочу прокомментировать несколько важных для меня высказываний.

Может ли психолог навредить? Судя по высказываниям многих людей, да. Но я так не считаю, и не из-за солидарности к профессии.

Во-первых, чтобы навредить важно намерение это сделать. Все остальное  - ошибка, случайность, недопонимание. В этом положении может оказаться абсолютно любой человек, и довольно бессмысленно ожидать от психолога идеальности. Собственно, такие ожидания и негативная реакция присущи людям уже со сложной организацией психики.

Во-вторых, продолжая тему особенностей восприятия клиентов, инструменты психолога сами по себе безопасны. Это разговор, манипуляции предметами  максимум физические  и дыхательные упражнения. Но опять же самое невинное слово, искаженно интерпретированное, может вызвать у человека негативные эмоции. Но кто кому причиняет вред? Психолог? Слово? Ум клиента? Его прошлый опыт, исказивший ум? Родители? 

 Если провести сравнение с медициной, то это похоже на то, что психолог мажет ранку зеленкой, а клиент жалуется на то, что щиплет. И сколько угодно бы не двигалась психотерапия к поиску самого мягкого и приятного метода, всегда будут люди с настолько разными особенностями восприятия, которые  будут недовольны. Но уживаться со своими ощущениями ради большего блага - ответственность клиента. 

И кратко добавлю про различные ожидания, что психолог не должен давать советов, делать выводы, высказывать свое мнение и так далее. Для меня это устаревшие стереотипы еще со времен Фрейда. Способов взаимодействия с клиентом великое множество от самых традиционных до провокационных. Вспомните тот же сериал "Триггер". Цель одна - помочь вам помочь себе. И до сих пор неизвестно, что и кто все-таки помогает. Психолог? Метод? Нужная фраза в нужный момент? Готовность клиента? Накопительный эффект?

Я опираюсь на три базовые и незыблемые принципа: конфиденциальность, анонимность и отсутствие секса с клиентом. А также искреннее желание разрешить проблему. Может быть, будет выбран не тот подход, или сказано слово, которое разозлит клиента, или выбрана не та скорость. Все может быть. Это жизнь. Тогда что получается, что и жить вредно?

_______________________
С любовью, Мария
+79041753552 .
maus-22@yandex.ru

Статья или любая ее часть не может быть скопирована и воспроизведена в любой информационной системе без разрешения автора. Копирование, воспроизведение и иное использование статьи или ее части без согласия автора являются незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность. Все статьи регулярно проверяются на Антиплагиате.

Теги: Мысли вслух
Комментарии
Анна Александровна Лукина
Согласна! Не то, чтобы совсем нельзя навредить, по-моему, но чтобы намеренно -это уже шарлатан будет, а не психолог. Можно навредить, давая советы по поводу кардинальных перемен в жизни (например, предлагая уволиться с работы или развестись ) инфантильному человеку, который готов переложить ответственность за свои действия на психолога. Но так топорно может действовать, опять же, не специалист, а недоучка или шарлатан.
№1 | 17 марта 2021
Корж Мария Александровна
Анна Александровна Лукина, благодарю за комментарий! А что, я предлагаю и развестись, и уволиться) Предлагаю с целью увидеть реакцию клиента. И это тоже тонкий профессиональный ход, который может быть иногда, как вы сказали, быть воспринят как обязательный к исполнению призыв.
№1 | 17 марта 2021
Анна Александровна Лукина
Корж Мария Александровна, ну, в качестве парадоксального приема или провокации, почему бы нет! Откровенно глупых клиентов, которые побегут исполнять, слава Богу, поискать надо.
№1 | 17 марта 2021
Виноградова Виолетта Олеговна
Корж Мария Александровна писал(а):
Если провести сравнение с медициной, то это похоже на то, что психолог мажет ранку зеленкой, а клиент жалуется на то, что щиплет.
Классная метафора!
№1 | 17 марта 2021
[ добавить комментарий ]
Яндекс.Метрика